Второе путешествие по Средиземному морю
Моё второе путешествие на яхте по Средиземному морю
началось в марине небольшого сицилийского городска Castellammare del Golfo.
В этом путешествии было больше яхтинга, с ночными
переходами и вахтами. А остановок было всего три: Мессина, Отранто и Будва.
Мессина – большой, по сицилийским меркам, город и порт в проливе между Сицилией
и материковой Италией.
Переход в Мессину был отмечен неудачной стоянкой на
якоре и морской болезнью. Во всех обучающих шкиперских материалах пишут о том,
что на якоре нужно стоять, укрывшись от ветра и волны, использую особенности
береговой линии. В этот раз у нас не получилось ни где укрыться от волны. А
морской болезни подвержены все (за единичными исключениями). Остальные адаптируются
после нескольких лет нахождения в море.
У нас была большая остановка в Мессине и мы съездили
к вулкану Этна и посетили красивый городок Таормина.
При подъеме к Этне, редкие цветные пятна растительности
сменяются марсианским пейзажем. На вершину (ну почти на вершину) можно
добраться на гандоле, автотранспорте или пешком. На верху холодно и ветрено. Теплые
камни. Можно раскопать ямку и согреть
руки. Вокруг Этны много других кратеров. Экскурсовод шутит, что там внизу ресторан.
Посещение Этны – это просто пунктик о том, что я тут
был.
Таормина – очень приятный городок со своей крепостью, историей, старым городом и множеством ресторанов с видом на Этну. Приятное место. Очень раскрученное. Много туристов и бутиков.
Но нам нужно идти дальше, к подошве итальянского сапога.
Шли только галфингом или багштагом. Острыми курсами они ходят без парусов, под
двигателем, напрямик. Они ведь не на соревнованиях. Цели совершенно другие. Поворот
jibe
(ну
в смысле, обычный фордевинд) делается в несколько этапов. Сначала грот фиксируется
в среднем положении, чтобы парус не перебрасывало ветром и не было «boom» гиком куда не попадя. Затем
скручивается передний парус (генуя или геннакер), потому что он цепляется и
перебросить его с помощью трёх человеческих сил невозможно. Потом крутится
поворот и раскрываются паруса в обратном порядке.
Опять были дневные и ночные переходы и ночевки на
якоре.
В одном «very nice» месте якорь зацепился за камни.
Глубина 5 метром и было видно, как цепь обмоталась вокруг камней. Долго
собирали второй якорь. Собирались нырять. Нервничали. И вдруг он сам
освободился. Но стресс нужно было снимать.
И мы снимали: пили водку, вернее коктейли типа
отвертка. И по просьбе одного из членов экипажа, я учила их русскому мату.
«Русский мат состоит из нескольких слов: пенис,
вагина и сам процесс making
love.
Ну еще плохая девушка. Все остальные слова образуются от этих и могут обозначать
все что угодно» - рассказываю им на английском.
Для вас я не
буду это озвучивать, вы грамотные в этой области, догадаетесь сами.
Слово Why
(зачем, почему) соответствует
известному словосочетанию с предлогом «на».
А на вопрос «How are you?», если у вас все очень хорошо, вы
можете ответить наречием, образованным от первого из ключевых слов.
В результате, наш американский подвыпивший друг,
восторженно произносил матерный аналог слова «офигенно». Я ему говорю: «Ты же
интеллигентный мужчина, профессор университета, а такое говоришь…»
Утром следующего дня я искала свой grocery list –
список необходимых закупок в продуктовом магазине.
- Где мой grocery list?
- Там, где ты его положила.
- Grocery
list
это обратная сторона листа с hui.
Опять громкий смех. И листок сразу же нашелся,
аккуратно сложенный в какую-то книгу.
Потом был город Отранто, что на краю итальянского
каблука. С наружи он кажется скромным, но очень приятный внутри. Крепость,
старый город, уютный парк, прозрачное море, несколько видов пляжей. На одних
пляжах они просто мокнут, стоя в воде по колено или по пояс, другие похожи на
Тарханкут, третьи предназначены для дайвинга.
Штамп о выезде из шенгенской зоны мы ставили в
Отранто с субботы по понедельник. В субботу что-то заполнили и предупредили, что придем в
понедельник.
Но итальянцы очень непунктуальные. И конечно, в 9 утра понедельника в police office никого
не было. Эту непунктуальность я заметила еще в аэропорту в Риме. Посадка на
самолет с 9 до 10 (например), но уже 10:20, а очередь на посадку только
увеличивается.
Так вот. Заполнили еще какую-то бумагу с перечнем
членов экипажей и подтверждением квалификации капитана. Проверили наши въездные
и выездные штампы. Кому-то позвонили по поводу Украины. Были очень
доброжелательны. Похоже, что мы единственные клиенты в этот день. И теперь у
меня в паспорте есть штампик «Otranto»
и кораблик.
В Отранте мы задержались на пару дней, потому что прогноз с попутным ветром на понедельник день и ночь и вторник тоже. И мы пошли в Будву напрямик через Адриатику. Расстояние 130 морских миль. Прогнозируемое время 19-26 часов. Не видно берега спереди, сзади, справа и слева. Зато видно все другие кораблики на экране монитора.
Можно даже узнать, как кораблик называется, порт
приписки, длина, расстояние и т.д. Во время моей вахты одно рыболовное судно
категорически не хотело уступать нам дорогу. И меня никак не устраивало
капитанское «don’t worry». На расстоянии 2 мили от
возможной встречи, мы таки свернули. А fishing (рыболовное
судно) тянуло трал. И вот я не знаю, как быть в такой ситуации относительно
уступки дороги.
Вот уже показались величественные горы Montenegro. Большие и красивые,
монументальные.
А вот Будва мне не понравилась. Огромное количество
туристов (как раньше в Ялте), грязный пляж, грязная не прозрачная вода, всюду
базар.
Таможенник интересовался, везем ли мы с собой виски,
вино и т.д. В итоге две бутылки вина мы ему презентовали.
В марине, на нашем месте, отсутствовали вентили у
кранов для подключения воды и наполнения резервуаров яхты. Сообщили об этом в
марину (хотя я сразу предлагала взять плоскогубцы и решить эту проблему
самостоятельно). Пришло сразу ТРИ (!) работника, чтобы рассказать нам, что кранов
нет, и их нужно купить и предложили использовать краны у соседних яхт. Кроме
того, марина не была закрыта кодовым замком, не видно было душей и туалетов.
Зато легко можно было наблюдать за толпами туристов на прогулочном катере,
пришвартованном рядом.
И остальной черногорский сервис был таким же.
Но чтобы закончить рассказ на позитивной ноте,
расскажу о пляжах с темным песком. Темный песок Улцинь производил не очень
хорошее впечатление и вода была из-за него мутноватой. Но зато, именно здесь
был хороший ветер и множество кайтеров. Жизнь стала налаживаться за бокалом
пива с видом на почти родной вид спорта.